Татьяна Сараджева
Татьяна Сараджева

 

Детство "отсидела в яме" Большого Театра возле бабушки-арфистки. Можно сказать – из подземного логова всласть налюбовалась принцами и феями, поющими и танцующими царевнами, тореадорами и лебедями, наслушалась князей, царей, ханов, полководцев и крестьян. Увидала вживую Деда Мороза и Снегурочку.   

Потом сходила за средним общим и музыкальным образованием,

Вот тут-то всё и началось… Жизнь обещала быть сказочной. Но в двух словах не рассказать. Поведаю о той части, что касается редактуры.

Ещё в школе обожала писать сочинения, да вот беда – никогда не успевала сдать вовремя: при переписывании набело – начинала так изменять и переделывать, что сходство с черновиком оставалось только в заголовке и основной мысли. Хорошо, если сочинения были домашние, а если – на сдвоенном уроке?.. Потом у меня и черновик забирали: оценивали по совокупности, когда удавалось разобрать (я была строга и черкала от души).

Никто тогда и предположить не мог, что это – предпосылки к профессии. Все ждали от девочки успехов по музыкальной части… (Помните – "оркестровая яма"?) Будущее было давно определено.

Тут опять пропустим…

Продолжим с того места, когда по семейным обстоятельствам соприкоснулась с работой над рукописями. Вначале была подмастерьем, участвовала чисто технически, позже это стало сотрудничеством. И помощь в поворотах сюжета, и набор, и правка, и доведение до публикации, включая создание макета.

Но главное – в семью пришла неоценимая правка редактора. Лёгким касанием, добрым и точным советом… (Человек, который привнёс секреты жизни и профессии, получал когда-то литературные уроки от Валентина Петровича Катаева.)

Снова делаем пропуск…

Много позже, по наущению друзей, уже взрослая девочка сама примерила роль автора. До этого самостоятельно писала лишь письма близким и далёким. (Как и в школе, тут главная задача была – дописать до конверта. Иначе – отложенное из-за домашних дел литературное наследие ждала участь любой неоконченной рукописи – ящик стола, потом коробка семейного архива.)

Тернист литературный путь. Процесс сочинительства не был по-моцартовски лёгок.  А ещё – в полной мере ощутила на себе издательскую редактуру… Когда твоё детище (как тебе кажется единственное и неповторимое) страшный редактор железной рукой втискивает в серию, – Прокруст отдыхает. В итоге книжка увидела свет, но изменили даже название. Теперь гуляет где-то в Интернете, вкупе с рассказами и вторым романом.

Так прошло желание публиковать "крупную форму". Предложили менее крупную, но более сложную: пересказать малышам сказки. Так постепенно началась литературно-редакторская работа с изд-вами ("Омега", "Старое Эхо", "Центрполиграф", "Алво", "Жук", "Арт Хаус медиа", – всех не вспомнить), а также с периодическими изданиями: газетами, альманахами, глянцевыми журналами ("Непоседа", "Докторъ Чеховъ", "Крыша Мира", "Россия – Москва Первопрестольная" и др.).

Тут и рукописи от авторов потянулись – как синички к зимней кормушке. Получен опыт, жизнь предоставила возможность им делиться. Любимое дело – редактура.

Главное – почувствовать Автора и не забывать о читателе.

 

Читайте в "Пампасах":

 


Электронные пампасы © 2022
Яндекс.Метрика