На уроке русского языка учительница попросила составить предложения с устойчивыми сочетаниями – фразеологизмами, которые она сейчас продиктует. Окна были открыты, и как раз в то время, когда она зачитывала фразеологизмы, по улице в столовую шёл 5 «Б» – самый шумный класс.
Первым отвечал Саша Волков.
– Три ведьмы с луга полетели на шабаш, – начал он.
– Какие ведьмы? – удивилась учительница. – Первый фразеологизм был «реветь белугой».
– У меня написано «три ведьмы с луга», – возразил Саша.
– Ладно, – махнула рукой учительница, – читай следующее предложение.
– Учёба на куличиках проходит в песочнице.
– В песочнице! – Все засмеялись.
– Детский сад – штаны на лямках! – вставил хулиган Вася.
– Саша, откуда ты это взял? – округлила глаза учительница.
– Это вы диктовали.
– Вовсе нет. Второй фразеологизм был «у чёрта на куличках».
– А мне послышалось…
Тогда учительница дала всем задание переделать фразеологизмы так, чтобы их невозможно было узнать.
– То есть переврать? – переспросил Вася.
– Точно! – кивнула учительница. – Составляем вразеологизмы. – И сама с удовольствием села выполнять задание.
Вот что у неё получилось:
Блины – объелся.
Волосы дымом.
Фильм – кинограмота.
– Смотрите, какие чудеса! – радовалась бабушка. – Стоило вам на дачу приехать, как тут же и клубника, и земляника поспела. Вчера ещё не было.
Мама с папой наклонились над грядками и повторили:
– Чудеса!
Саша вспомнил, что давно хотел быть чудесником. Нашёл на втором этаже мантию, очистил от коры волшебную палочку и в полном облачении пошёл наполняться волшебством.
– Идёт вдохновенный чудесник, – напевал он, выходя из леса на поляну. – Или кудесник… Всё равно!
Когда ягоды закончились, Саша решил испробовать свою силу.
– Дедушка, чего ты больше всего хочешь? – спросил он.
– Чтобы землю смочило, – ответил дедушка. – А то дождей нет давно. Воды не натаскаешься.
– Пам-па-бу-рам! – Саша подпрыгнул и взмахнул волшебной палочкой. Мантия зацепилась за ветку яблони. Он на секунду повис в воздухе и плюхнулся животом на лилию.
– Ну-ка не балуйся! – раздался голос мамы. – Цветок бабушкин сломал! А клубнику зачем вытоптал? Вот чудак!
«Хотел стать чудесником, а получилось – чудаком», – огорчился Саша.
– Снимай плащ, ведро в руки и с нами за водой, – скомандовал папа. – Придёшь – поливать будешь.
Через час Саша в мантии и с волшебной палочкой гордо продемонстрировал дедушке свежеполитые грядки.
У Сашиной мамы зарплатная карта застряла в банкомате. Наполовину торчит, но не достаётся. Мама и тянула, и из стороны в сторону пробовала двигать – никак.
– Ах ты бандит однорукий! – ругается она.
– Точно однорукий, – заметил Саша. – Привет!
И пожал автомату карту словно руку. Карта так у него в руке и осталась.
Тут папа подошёл.
– Что вы так долго? – спрашивает. – Я уже устал ждать.
– Не поверишь! – воскликнула мама. – Автомат карту заел, никак не могла достать. А Саша подошёл, «Привет!» ему сказал и тот сразу отдал.
– Молодец, сынок! – пробасил папа. – Уже с банкоматами на «ты».
– Пап, а как выросла первая голубая ель? – спросил перед сном Саша. – Природа что-то перепутала? Ели ведь обычно зелёные.
– Нет. Просто в разных местах разные деревья растут. На юге – пальмы, в Америке – голубые ели. У нас они плохо приживаются, в морозы погибают. Вот Ковтуненко, селекционер, много лет трудился и получил гибрид ели.
– Так это он что-то перепутал?
– Нет. Просто сумел такой сорт голубой ели вывести, который и в наших зимах выживает.
– Голубая… – хмыкнул Саша. – Уж лучше наша, зелёная!
– Ладно, – устало сказал папа, – спать пора.
И выключил свет.
В темноте Саша дотянулся до карандаша и нарисовал ель.
– Вот она. Наша! Родненькая!
Утром, протерев глаза, он посмотрел на свой рисунок. Ель была голубой. Саша обвёл взглядом комнату и понял, что в потёмках взял не тот карандаш.
– А всё-таки перепутали, – задумчиво произнёс он.
Инновации дошли и до школы. Директор на совещании потребовал от каждого учителя применения на уроках чего-нибудь нового.
Природоведением стали заниматься в прозрачном классе, как в аквариуме, чтобы наблюдать изменения в природе через стёкла. Физрук потребовал закупить канаты из новейшего материала: только к ним прикоснёшься – сразу под потолок взлетаешь. Учительница литературы и та перешла на инновации: мультимедийная доска, планшеты – по два на парту, стилусы вместо ручек. Только у математички Тамары Петровны ничего не изменилось. Она была слишком стара: ходила с тросточкой, в очках с толстыми линзами. Да и память её подводила. Родители стали жаловаться директору на несоответствие подачи предмета современности. На урок математики пришла комиссия.
– Проверим домашнее задание, – начала Тамара Петровна. – Что было задано?
– Параграф 32, упражнение 181.
– Та-ак…
Она долго листала учебник. Наконец открыла в нужном месте.
– К доске пойдёт…
Класс замер. Тамара Петровна нервно постукивала тросточкой.
– Этот… как его…
Пока она пыталась вспомнить, все успели повторить теорию.
Поправив очки, Тамара Петровна вглядывалась в класс, а двоечники тем временем списывали у отличников.
– Ну, который…
– Достаточно! – сказала комиссия. – Сдавайте тетради. Мы сами посмотрим, как вы решили дома примеры, и сделаем выводы.
На следующем педсовете Тамару Петровну поставили в пример как учителя с самой высокой успеваемостью.
– Инновации – это не только техника, – заметил директор, – но и нестандартные педагогические приёмы.
Сашин друг, Боря Орлов, переехал с родителями в другой район. Стал в другую школу ходить. Скучно Саше без друга. Телефонные разговоры – это одно, а вот первые снежинки ртом половить – кто больше – не с кем.
– Давай я к тебе на зимних каникулах приеду! – предложил Саша.
– А давай.
На третий день нового года друзья встретились.
– Может, на коньках покатаемся? – предложил Саша.
– Я бы с радостью, – сказал Боря, – да каток далеко – затон в трёх километрах, мама одних не отпустит.
– Ладно, пойдём в снежки поиграем, крепость построим.
На улице их остановил бородатый дяденька с большим рюкзаком за спиной.
– Ребят, подскажите, где рыбалка?
– До конца улицы идите – и там сразу будет, – объяснил Боря.
У Саши глаза на лоб полезли.
– У вас там рыбалка?
– Ну да.
– А почему ты не сказал? Там наверняка можно и на коньках кататься.
– С чего ты взял? – удивился Боря.
– Ну если там озеро!
– Нет там никакого озера. Пойдём покажу. Одни дома и всё – улица Маршала Рыбалко.
На зимних каникулах Саша пару раз гулял без шапки. Этого хватило, чтобы застудить уши. А тут воскресенье: если пожалуешься, мало того что нагоняй получишь, так ещё и дома сидеть заставят. Решил терпеть хотя бы до вечера.
Поехали к тёте Лере, на пироги. Саша полгода этого ждал – пироги у тёти Леры с вареньем: смородиновым, вишнёвым, абрикосовым – вкуснотища! В маршрутке одна старушка другой жалуется:
– Мало мне лютеранских платьев.
– Мам, а что такое лютеранский? – спрашивает Саша.
– Это одно из направлений религии. А почему ты интересуешься?
– Вон той бабушке не хватает лютеранских платьев.
– Чего не хватает? – удивилась мама.
– Вот и я о том: зачем ей платья? К тому же лютеранские. Она что, в театре играет, что ли?
– Она сказала, что мало платят ветеранских, – пенсии не хватает.
Тут по радио новости передают:
– Международная ассамблея учудила День пингвинов.
Саша так и прыснул.
– Что с тобой? – спрашивает мама.
– Разве можно так по радио говорить: учудила?
– Разве так сказали?
– Учредила! – строго поправил сидевший напротив мужчина в очках.
– У тебя что-то со слухом? – встревожилась мама. – Мне дедушка говорил, что ты ходил без шапки. Уши болят?
Саша стал отнекиваться. Тогда мама как бы невзначай рассказала, что, если вовремя уши не вылечить, болезнь на мозг перекинется, и человек умереть может. Саша испугался и сознался.
– Хорошо, что тётя Лера ушной врач, как раз тебя посмотрит.
На нужной остановке маршрутка резко затормозила.
– Родители микроавтобусов всегда спешат, – заворчал пожилой мужчина.
– Водители, – догадался Саша.
– У тебя что, со слухом плохо? – нахмурился мужчина. – Родители, говорю. То в телефонах сидят, то в планшетах. А потом получай: дети неуравновешенные, правил не соблюдают, а некоторые и вообще без тормозов!
– Пап, что страшнее: физика или химия? – спросил как-то Саша.
– Химия, – не раздумывая ответил папа. – Формулы, вещества, взаимодействия – тёмный лес.
– А я не согласна, – вмешалась мама. – В химии основы выучил – и всё. Остальное как по образцу. А в физике не то. Вот, например, как понять действие электромагнитных волн, когда их не видно?
Родители принялись спорить, а Саша пошёл в другую комнату. Там в кресле-качалке сидела бабушка и вязала носки.
– Ты о чём задумался? – спросила она.
– Бабуль, вот кто-то говорит, что физика самая страшная, а кто-то – что химия. Ты как считаешь?
– Ерунда это всё, – заверила бабушка. – Если в предмете разбираешься, он для тебя становится лёгким, а если нет, так и самый простой непонятен будет.
На следующее утро папа только открыл глаза – перед ним распечатка с обложкой учебника по химии. Папа спрятался под одеяло и затрясся от страха.
Мама в это время уже готовила завтрак. Открыла холодильник – а там крупными буквами на альбомном листе: ФИЗИКА. Мама дверцу захлопнула, скотчем холодильник обмотала и ещё стол для верности придвинула.
А бабушка на тумбочке у кровати обнаружила записку: «Срочно! Напишите внуку смс». Спросонья не поняла, от кого записка и зачем писать. Эсэмэски бабушка писать не умела. Но речь шла о её внуке, а значит на раздумья времени не было. Взяла телефон, нажала на конвертик и долго листала телефонную книгу…
«Хрпрвхрхрхр! Сегодня вхрхрхр тебя ухрхрхр!!!» – проснувшись от телефонного сигнала, прочитал Саша и выронил трубку.